Сергей Кищенко, «Стволовые клетки»

Инсталляция, обсуждение проекта, 2012 год.
Широкоформатная печать, деревянные модели.

6 июня — 14 июля 2012 года

Ассистенты:
Наталья Агапкина
Нарзулло Назаров

Ссылка на событие в Facebook



«Офис» представляет проект Сергея Кищенко, который всерьез решил обсудить проблемы российской действительности. В попытке осмыслить причины внутренней несвободы и низкого правосознания сограждан автор обращается к самым истокам. Трехмерные объекты, собранные из дерева, – метафора, отсылающая к хрестоматийным образам древней и новой России. Избушка на курьих ножках – об отсталости, тюремная решетка – о крепостничестве. С другой стороны, форма куба, строгая геометрия, которой подчинены «стволы» – не что иное, как обращение к настоящему и будущему. В этом нет противоречия, если вспомнить, что время непрерывно, и настоящее идет из прошлого.

Решетка – известный модернистский символ, воплощающий в себе одновременно понятия ограниченного и бесконечного. Розалинда Краусс говорила о том, что эта бесконечная система стремится избежать конкретики, противостоит реальной природе вещей. В ячейках модернистской решетки все объекты становятся одного размера и формы. Такая универсальная эстетическая форма обладает огромным потенциалом, но и не меньшей разрушительной силой.

В зале впервые экспонируются небольшие модели клеток, наряду с которыми представлен цифровой вариант инсталляции, где объекты разного размера из необработанных сосновых и березовых бревен находятся в большом открытом пространстве. Внесобытийное, нескончаемое время сконцентрировано автором в клетках, словно в нулевых точках отсчета. Стволовые клетки – игра слов, отсылающая и к буквальному значению, и к деревянным объектам. Стволовые клетки живых организмов наделены потрясающими способностями. Они формируют не одну сотню совершенно разных клеток организма в начале, и сохраняют способность к неограниченному самообновлению в течение всей жизни. При этом каждая клетка-зародыш – универсальная модель всего организма в целом, поэтому в любой момент она может воспроизвести организм из ничего или найти и заместить погибшие клетки в уже сформированном теле.

Клетка из березы как матрица русской жизни и культуры. Всякий раз, когда мы приходим в тупик, происходит перезагрузка и возвращение к первоисточнику – суровой дикой природе, формирующей национальные черты. Месседж автора: историческая действительность находится сегодня в очередной переломной точке. Концепция, в которой повторение циклов жизни бесконечно, отрицает саму идею истории и развития. Словом, есть вещи, которые невозможно до конца объяснить при всем желании. В своем проекте Сергей Кищенко работает с универсальными понятиями через статическую незыблемую форму, и в нем присутствует не только критика действительности, но и намек на утопию, заложенную в самой идее русской матрицы.

Елена Седова




Вернисаж: