Андрей Пригов, Максим Илюхин «Датто-сан»

(Полгода Японии в галерее Офис)

Объекты из пластмассы, рисунки акварелью.
19 мая — 10 июня 2011 года

Ссылка на событие в Facebook















Япония…как много в этом слове для сердца русского слилось…

За последние двадцать-тридцать лет влияние японской культуры и общества на многие страны мира, особенное США, Западную Европу, Восточную Азию, а также некоторые страны Латинской Америки, проявило себя в возникновении различных форм и процессов, которые можно рассматривать как подражание современным и updated-традиционным японским культурным и социальным явлениям. Эти формы и процессы имеют различную конфигурацию — от прямых заимствований до своего рода псевдо-японизмов. Помимо огромного количества качественных и стильных товаров, которые экспортируются из Японии во все уголки мира, Страна восходящего солнца также повлияла и на стиль жизни во многих странах — мода, кинематограф, музыка, диета, боевые искусства, качество и эффективность работы и т. д. Был перенят новаторский стиль управления компаниями и менеджмента производства, много лет наблюдается бум интереса к манго-комиксам и мультфильмам, снимаются фильмы в японском стиле, небывало популярна мода, а ля Япония (типа британского псевдояпонского бренда Super Dry Japan), молодые люди увлекаются дрифтингом (особый стиль езды на автомобилях) и косплеем (одеваются и ведут себя как персонажи японских комиксов манга и анимэ), не говоря уже о ресторанах настоящей и псевдояпонской кухни.

Но что представляет собой Япония для России? Кроме приданий о злобных самураях на Халхин-Голе, Япония для нас в основном является источником качественной автомобильной и электронной продукций. В целом Япония остается для россиян загадкой. Ее роль в формировании культурных и социальных явлений в России несравненно более размыта, чем, например, в странах запада, где, начиная с 70-х годов, шла сильная «японизация», или Корее, Тайване, Сингапуре, Гон-Конге, а также — уже намного позже — Китае, Малайзии, Таиланде и Индонезии, которые в социально-культурном плане стали полигонами крупномасштабной интерпретации Японии, своего рода ее культурно-социальным-экономическим Альтер эго. Воздействие «японского» на Россию проявлено в значительно меньшей степени, практически нет культурных и социальных феноменов, связанных с влиянием Японии (кроме пары анимэ и некоторого кол-ва ресторанов).

Проект представляет собой призыв к более глубокой и позитивной «японизации» жизни в России, ее культурных и социальных аспектов. Проект исследует различные сферы российской повседневности, в которых потенциально может иметь место «японизация», как Япония может повлиять на возникновение новых культурных форм, социальных явлений, видов деятельности и т. д. В проекте представлены артефакты, связанные с гипотетической «японизированной» деятельностью, и являющиеся отражением того, как может проявить себя житель России, попавший под влияние Японии.

Выставка посвящена мечте… мечте об освобождении от ненавистного диктата пространства и времени.

Андрей Пригов


* * *

(Датто — сан)

В конце 1970-х — начале 1980-х годов редкие иностранные машины на улицах Москвы вызывали у многих детишек того времени по истине щенячий восторг. Мы останавливались и долго провожали взглядом иномарки, мчавшиеся, словно яркие кометы, среди унылых серых туч москвичей, волг и жигулей. Потом мы задумчиво брели домой, погруженные в мечты о том, как в недалеком будущем только такие машины будут бегать по московским улицам… Мечты уносили нас все дальше в миры фантазии, перед внутренним глазом представали все более удивительные и необычные плоды зарубежного автопрома.

Тогда одним из самых распространенных иностранных автомобилей в Москве был Датсун, популярный среди работников зарубежных посольств и представительств, особенно азиатских, латиноамериканских и африканских, которые с удовольствием приобретали их по причине их невысокой стоимости, практичности, японской надежности и неплохого дизайна (вспомните великолепный Датсун 240 и 260 серии!). Датсун был, пожалуй, наиболее обсуждаемым автомобилем среди мальчиков в моей школе. Мы рассказывали друг другу, какие Датсуны мы видели, воображали себя за их рулем, показывали свои рисунки, на которых пытались представить, на какую конструкторскую дерзость могут пойти в будущем инженеры из компании Ниссан Джидооша Кабушики-гаиша (Ниссан приобрел марку Датсун в 1933 г.). Но, увы, этим мечтам не суждено было сбыться — в 1986 г. Ниссан принял решение прекратить выпуск машин под маркой Датсун…

Пару месяцев назад я с трепетом прочел статью о том, что Ниссан решил возродить марку моей детской мечты. Не просто возродить, но их в ближайшие 2 года наладить их производство только в трех странах — Индии, Индонезии и России…. Голова кружилась… Казалось, что давно потерянная мечта вдруг совершенно неожиданно становится былью — Датсун в России, Россия — новая родина Датсуна! Я, весь взбудораженный, ходил взад-вперед по комнате, стараясь вообразить, какие модели Датсуна — обещали три — Ниссан может запустить в производство в России. Сначала представились известные модели Ниссана, на капоте которых вместо ниссановского шильдика на фоне красного солнца красовалась надпись «Датсун». Но постепенно в мои фантазии начали вплетаться образы из прошлого — мои старые детские мечты о будущем моей любимой марки…

Андрей Пригов






Экспозиция:






Лавочка "Букинист"


Вид с улицы: